вторник, 25 августа 2015 г.

Философия Нового времени.
1.  Основные идеи философии Нового времени
2.  Эмпиризм: Бэкон, Локк.
3.  Рационализм: Декарт, Гоббс,  Спиноза, Лейбниц.

17-18 века – это время, когда человек очень верит в науку. Теория двух истин. Бог даровал человеку возможность самому устраиваться в этом мире. Главные науки- математика, геометрия. Несмотря на всю рациональность философии Нового времени, исходные ее аксиомы интуитивны.
Важнейшие новации в философии Нового времени
Новации
Философы
Развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке
Фр.Бэкон, Ньютон
Разработка новой научной методологии
Фр.бэкон, Декарт, Ньютон, Локк.
Формирование основ новой механистической картины мира (ньютоно-картезианской) и связанного с ней деизма
Декарт, Ньютон
Зарождение и развитие в гносеологии рационализма и эмпиризма (сенсуализма)
Декарт, Спиноза, Локк
Теория общественного договора
Гоббс, Локк.

І. Фрэнсис Бекон Веруламский  (22 января 1561 - 9 июня 1626).
 Френсис Бекон родился в семье придворного чиновника. Высшее образование получил в Кембриджском Университете, после окончания которого работал клерком в парижском посольстве Англии, потом имел юридическую практику в Лондоне и, наконец, стал депутатом английского парламента. В 1618 году Френсиса Бекона избирают/назначают лорд-канцлером Англии с присвоением ему звания барона Веруламского. Вскоре придворная великосветская камарилья выдвигает против барона Веруламского необоснованные обвинения, что вынуждает обиженного Френсиса Бекона подать в отставку. Философ уходит со всех должностей и предается полностью философской, научной и литературной деятельности. На протяжении своей короткой, но удивительно плодотворной творческой деятельности Френсис Бекон анонимно написал и опубликовал ряд гениальных пьес, авторство которых было приписано его современнику - провинциальному актеру и владельцу шапито Уильяму Шекспиру.
Работы.
 Френсис Бекон написал ряд важных философских произведений, наиболее значительными среди которых были: "Великое восстановление наук" (1623), состоящее из двух частей - "О достоинстве и увеличении наук" и "Новый Органон" - "О преуспевании наук" (1605), "Нравственные и политические очерки" (1797), "Новая Атлантида", "История жизни и смерти", "Мысли и наблюдения", "Двенадцать положений об истолковании природы".
ü Бэкон – англичани по происхождению,  англичане прагматическая нация, для них важно то, что можно потрогать, нечто осязаемое, а не эфемерное, поэтому Бэкон считал, что  опыт – основа познания, основоположник эмпиризма.
ü Будучи вообще страстным сторонником эмпирического исследования, философ не замыкался на эмпиризме. Он придавал большое значение рационализму в деле обобщения накопленных опытных данных. Ограниченных эмпириков он уподоблял муравьям, которые при построении муравейника тянут в одну кучу разнообразные листики, палочки, комочки; а голых рационалистов - паукам которые для построения сети тянут паутину из своего заднего прохода. Настоящий же ученый, по словам Бекона, подобен пчеле, которая собирает нектар из разных цветов, потом перерабатывает его в себе и таким образом предлагает нам высококачественный мед.
ü Индуктивный метод, то есть движение мысли от частного к общему.
ü Бэкона также можно считать методологом науки, или одним из основателей философии науки. Он предложил проект научного знания. Все науки были разделены им на плодоносные (прикладные) и светоносные (фундаментальные). В «Новой Атлантиде» он высказывает мысль об этической ответственности ученого, ни о всех научных открытиях можно сообщать широкой общественности.
ü Наука как прогрессивное, поступательное движение мысли, идея содружества наук или то, что сейчас называют междисциплинарными исследованиями. По проекту науки Бэкона были открыты многочисленные научные сообщества, например, французские энциклопедисты.
ü Умер от простуды, когда делал опыты по замораживанию курицы. Когда будете есть курицу вспоминайте про Бэкона.
Учение об идолах.
Достоверному познанию природы, по его мнению, мешают такие четыре факторы, которые он называет призраками:
·     призраки рода" - особенности биологической природы человека, его органов чувств и разума;
·     "призраки пещеры" - особенности индивидуального воспитания и личного опыта;
·     "призраки базара" - влияние общественного мнения;
·     "призраки театра" - преклонение перед авторитетами.
 Предметом познания, говорил Бекон, есть и может быть только природа, особенно - ее физические особенности и состояние. Из области научных исследований и научных знаний он исключал сверхъестественное (Бога, чудеса, потусторонний мир), поскольку оно держится не на проверяемых знаниях, а на бездоказательной вере. В этом отношении Бекон был сторонником и одним из создателей широко известной в истории философской мысли "Теории двойственной истины", согласно которой между религией и наукой нет ничего общего. Их, Религию и Науку, можно уподобить двум геометрическим плоскостям, которые нигде не пересекаются друг с другом. Истины религии не могут быть проверены и доказаны наукой, а религия не может и не должна решать научных проблем. Религиозные положения воспринимаются за истины в области религиозной веры, а научные положения воспринимаются за истину при помощи разума, на основе опыта и критического анализа полученных данных. Для науки, говорил Бекон важнейшее значение имеет поиск и выявление материальных причин исследуемых процессов и явлений.
Джон Локк (1632 - 1704) –английский философ.
Локк о процессе познания.
ü Критика теории врожденных идей (Платон, идеалисты, Декарт).
ü Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта, но в душе существует механизм образования идей.
ü  В самом процессе познания, который всегда начинается из ощущения, Локк отличал два вида. Первый из них идет от внешнего мира через чувственное восприятие. Второй - внутренний, идет от анализа накопленного опыта в психике человека. Последний он называет рефлективным путем познания, в котором человек оперирует уже наличными в разуме элементами (представлениями, понятиями, идеями, концепциями). Наряду с этим Локк допускал возможность познание мира благодаря интуиции, которая как бы в сокращенном виде пробегает оба вида познания и "внезапно схватывает" (усматривает) истину. Исходя из этого Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные (сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания.
ü Представления и понятия создаются разумом из тех элементов, которыми его снабжают чувства. Но сами чувства дают нам адекватное знание только о первичных качествах предметов и явления: о пространственных, временных материальных сторонах действительности. Вторичные качестве - горькое и сладкое, теплое и холодное, острое и тупое, приятное и неприятное и так далее - субъективны и не всегда отвечают объективному состоянию вещей и явлений.
ü Социально-политические взгляды.  Автор либеральной докрины. Надо определить природу людей, чтобы строить государство. Природа людей – это стремление к счастью. Все люди равны и находятся первоначально в состояние свободы. Сосбтвенность – это то, что человек извлекает из своего труда, поэтому она не может быть общей.
Давид Юм (Hume - Г’юм)  (1711 - 1776)
1. Вклад Давида Юма в мировую культуру.
а . Все наши знания, доказывает Юм, имеют опытное происхождение. Только истины математики имею рациональное, от разума, происхождение. Теоремы, математические формулы и законы верны даже в том случае, если им в мире не будет никаких треугольников, никаких математических соотношений.
б . Опыт дается нам через чувства и у нас нет никакой возможности определить меру соответствия наших представлений и понятий объективной действительности. Более того, Юм считает невозможным достоверно говорить о существовании какой бы то ни было действительности. Для нас существуют только наши чувствования, наш личный опыт, вне которого мы ни в чем не можем быть уверены, ничего не можем доказать. Таким образом субъективный идеализм Юма ведет к полному философскому скептицизму.
в . По убеждению Давида Юма даже общепринятые законы физики не могут приниматься за истину, поскольку все они сформулированы по принципу:“Post hoc, ergo propter hoc” (Поскольку после этого, то и поэтому). Мы воспринимаем и обобщаем данные нашего опыта не в силу их, данных, истинности, а в силу их практической целесообразности, полезности. Юм отрицал объективную причинность (Детерминизм) явлений окружающей действительности. Он говорит, что у нас нет никаких оснований воспринимать за истину закон причинности, поскольку мы можем представить себе совсем противоположную данной нам причинность. Так, мы можем допустить и представить себе, что камень не падает на землю, что человек дышит в воде или живет в безвоздушном пространстве...
г . Свой скептицизм Юм распространял и на религиозную веру. Он подверг уничтожающей критике богословские доказательства существования Бога, опровергал религиозные легенды и в процессе такого опровержения высказал ряд научных положений о происхождении религии, о сущности и функциях религии. Французские воинствующие атеисты 18 столетия считали Юма своим вдохновителем и призывали его оставить все другие занятия и сосредоточиться только на критике религии. Будучи убежденным атеистом Юм все-таки считал полезным использование религии в интересах мораль и спокойствия общественной жизни.
Рационализм
Рене Декарт  (1596 - 11 февраля 1650):
·     Дуализм: в основе бытия выделял две субстанции – человеческое сознание и материю, которые сотворены Богом, поэтому Декарта можно назвать объективным идеалистом.
·     Деизм
·     Механицизм: организм животного – это автомат, в котором мышцы, суставы, органы выполняют роль шестеренок и рычагов.
·     рационализм
Декарт о ясной мысли и дедуктивном методе.
Как и все другие философы Нового времени Декарт тоже едва ли не основное внимание уделял выработке эффективного метода философствования и познания. По его мнению таким методом может быть только метод дедуктивного мышления. В своих основных философских произведениях: "Раздумья о методе" и "Правила для управления умом" он, солидаризуясь с Аристотелем и Френсисом Беконом, излагает свои собственные мысли о важности метода (методологии) для науки и для философии. При этом он в отличие от Бекона, придерживается дедуктивного метода и считает, что правда, истина всегда должна быть предельно ясна как для восприятия так и для изложения. Декарт предлагает все подвергать сомнению (1), исходить только из абсолютно несомненного (2) мыслить только по законам дедуктивного мышления (3). Единственным же, абсолютно несомненным для начала дедуктивного познания он считает тезис: "Мыслю, - следовательно, существую" (Cogito, ergo sum). Другими словами: если я мыслю, то это есть несомненным доказательством того, что я существую.
От Декарта в науку и в педагогику вошло требование: "Всегда надлежит идти от известного - к неизвестному, от простого - к сложному и от абстрактного - к конкретному."
 Редукционализм и дуализм Декарта.Декарт считал, что весь реальный мир заполнен материей, что в мире нет ничего, кроме материи. Философ отрицал существование пустоты (такого места, где бы не было материи); считал материю делимой вплоть до бесконечно малых величин. Все в мире образуется движением материи. В этом отношении он стремился все движения свести (редуцировать) к движению механическому (к перемещению); отрицал возможность покоя материальных частиц, поскольку все находится в движении, поскольку движение - неотъемлемое свойство материи.
Декарт постоянно стремился, но так и не смог, объяснить механическим движением загадки психики человека, сущность самой мысли. А поэтому наряду с материей он вынужден был допустить существование особой "субстанции", которая мыслит (субстанции мыслящей), которая не имеет ничего общего с материей. Такой субстанцией он провозгласил Бога, душу человека, самое мысль. Такое предположение привело Декарта к выводу, что Бог каким-то образом создал материю или, в крайнем случае, привел уже наличествующую материю в движение, после чего перестал вмешиваться в процессы материального мира. (Это были взгляды классического Деизма.) А допущение существования души давало дополнительные оправдания исключительно рациональному истолкованию Декартом процесса познания. При этом философ допускал существование врожденных идей (по образцу Платона), благодаря которым человек приобретает достоверные знания исключительно разумом на основании четкого (ясного) и дедуктивного мышления. Впоследствии Декарт даже обратился к поискам доказательств существования Бога, усовершенствовав таким образом Онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского.
Таким образом, философию Декарта можно квалифицировать, как философию дуалистическую (Дуализм), поскольку он в основе действительности усматривал два независимые один от одного первоначала: материю и дух.
Рационализм как специфическая черта картезианства. Положив в основу своего метода дедукцию, Декарт с необходимостью стал на позиции последовательного, даже - крайнего рационализма. В его философии все должно иметь убедительные рациональные доказательства; философия, истина, правда должны были оправдать себе перед судилищем разума. Будучи сам верующим человеком, Декарт и для веры в Бога искал рационального оправдания. Именно с этой целью он занимался "усовершенствованием" Онтологического доказательства существования Бога. Последователи Декарта, картезианцы старались в этом плане не предавать своего основателя и учителя. На фоне философских школ и среди них картезианство всегда отличалось крайним рационализмом.
(24                    октября 1632 - 21 февраля 1677 года)
Бенедикт Спиноза родился в семье еврейского торговца в Голландии. Родители воспитывали своего ребенка в духе религиозного фанатизма и мечтали видеть его раввином местной синагоги. Глубоко изучив религию, Спиноза отказался от религиозной карьеры и веры в Бога, за что в 24-х-летнем возрасте был предан херему: отлучен от синагоги и проклят всей еврейской общиной. Полностью лишенный материальной поддержки, Спиноза всю свою жизнь зарабатывал себе на пропитание шлифовкой стеклянных линз. При жизни великого философа анонимно вышло только несколько его второстепенных книг. Умер Спиноза от туберкулеза в 45 лет своей жизни. Главные его произведения: "Этика", "Богословско-политический трактат", "Трактат об усовершенствовании интеллекта", - были изданы только после смерти философа.
Особенности философии Спинозы:
·     монизм
·     пантеизм
·     рационализм
·     критика религии
ü Если Декарта волнует главным образом гносеологическая проблематика, то в центре философии Спинозы находится онтологическая проблематика.
ü «Этика»  Спинозы  основана на геометрическом методе доказательства. Сначала понятия (Бог, субстанция), затем аксиомы – очевидные положения, затем рассуждения, которые следуют из этих аксиом. По аналогичному принципу будут появляться философские работы в двадцатом веке, например, «Логико-философский тракт» Л. Витгнештейна.
ü В противоположность дуалисту Декарту Спиноза был монистом. Он признавал существование только одной первоосновы мира, которую назвал субстанцией и отождествил ее с материальной природой. Он провозгласил Природу единой, неделимой, вечной основой всего существующего, а также суммой всего существующего. Спиноза учил, что Природа (Субстанция) существует сама по себе, является причиной самое себя (Causa sui). Неотъемлемыми особенностями (Атрибутами) Природы-Субстанции является ее (1) Протяженность и (2) Мышление. Природа, писал он, - это субстанция протяженная и мыслящая. Как видим, Спиноза в отличие от Декарта считал мышление, дух не второй субстанцией, а только атрибутом одной и той протяженной материи.

ü Спиноза отрицал какую бы то ни было возможность существования какого-то Бога вне Природы или сверх/над Природой. Для него Природа и есть Богом. А поэтому он часты употребляет выражение: “Natura sive Deus” (Природа, или Бог). Пантеизм. Отказ от христианского понимания Бога, это шаг назад к  неоплатонизму.
ü Спиноза считал, что в Природе нет ничего беспричинного, что все без исключения в ней, в Природе, имеют свою причину. В этом отношении Спиноза был последовательным и строгим детерминистом. Касаясь проблем свободы воли, он доказывал, что Свобода - это осознанная необходимость. Отсюда он считал, что свободно действует только тот, кто знает всю цепь причин и следствий. Человек не может действовать или поступать свободно, если он не знает условий, причин и последствий своего поведения. Необходимость, говорил Спиноза, ведет того, кто идет, и тащит того, кто упирается. Вот почему свое главное произведение о Природе Спиноза назвал: "Этика". Философ считал, что только достоверное знание природы дает человеку возможность быть моральным существом, найти свое место в Природе, поступать морально (этично) и прожить осмысленную жизнь.
Томас Гоббс(1588 - 1679)- английский философ.
 За свою длинную, 92-х-летнюю, жизнь Томас Гоббс написал много научных и философских произведений. Основные из них были посвящены проблеме человека ("О теле", "О человеке", "О гражданине") и общества ("Бегемот", "Левиафан"). 
ü Рационализм и материализм Томаса Гоббса. Как и Френсис Бекон, Томас Гоббс важнейшей задачей философии считал создание нового метода постижения истины. Но в отличие от Бекона Гоббс считает, что таким методом может быть только рациональное мышление - Логика. Он пишет: "Логикой мы зажигаем Разум". Для него философское мышление совпадает с мышлением рациональным, логическим. "Философия, - писал он, - это рациональное мышление".
ü Будучи рационалистом, Гоббс в тоже время был последовательным материалистом. Материя, по его учению, является высшей и единственной "субстанцией", которая отражается в сознании человека. Поскольку Гоббс признавал существования только единой, неделимой и доминирующей в мире основы мира, то с этой точки зрения он был, в отличие от современному ему Декарта, последовательным монистом. В связи с учением о материи он беспощадно критикует Декарта за допущение последним кроме субстанции материальной еще и субстанции духовной. Здесь же Гоббс подвергает критике доказательства существования Бога, которое излагал его великий французский современник Рене Декарт.
«Левиафан».Гоббс о человеке и обществе.
Построено на основе геометрического метода. Сначала аксиома, потом теорема, затем следствия. Государство складывается из людей-атомов, значит нужно определить природу человека. Гоббс доказывает, что по своей природе человек - недоброе и злое существо. Свое понимание человека он выразил в афоризме, который широко вошел в культуру: “Homo homini lupus est” (Человек человеку - волк.) Главные движущие силы человека: удовольствие и неудовольствие? Все люди от природы равны, поэтому каждый человек считает, что он может обладать всем, отсюда войны и конфликты. Это характеризует догосударственную стадию народа, «война всех против всех». Однако состояние войны противоречит инстинкту самосохранения, поэтому люди  по необходимости ищут мира. Мир возможен при условии самообуздания права индивида на все.
Только благодаря общественно-государственному насилию человек может проживать в сообществе себе подобных, вести себя доброжелательно до сородичей. Вот почему государство, насилие в обществе во имя государства, Гоббс называет высшим благом для человека. А защиту государства, которое единственное обеспечивает человеку справедливость, он провозглашает наивысшей добродетелью. Только с возникновением государства, пишет философ, возникает мораль, культура, цивилизация. Без государства люди превращаются в хищников, в животных. Гоббс в тоже время считал справедливым насильственное изменение общественного строя, оправдывал революции.
«Государство – единое лицо, воля которого считается волей всех».
Самая совершенная форма власти, по Гоббсу, монархия. Вся собственность принадлежит государству.
Причины распада государства:
- разрешение суждений подданных по отношению к соверену;
- вера в то, что все, что против совести, является грехом;
- докрина о том, что соверен должен поклоняться гражданским законам;
 - признание абсолютным права частной собственности;
- разделение властей;
- популярность некоторых подданных и свобода спора с совереном.
Вопрос. Какое государство вам напоминает проект Гоббса? (тоталитарное государство).
В чем слабость метода Гоббса? Можно ли сводить человека к двум чертам?
Проект какого философа эпохи Возрождения напоминает система Гоббса?

Готфрид Лейбниц (1646 -1716) – немецкий философ (показать передачу).
ü Лейбниц твердо стоял на позициях последовательного рационализма, - доказывал, что истину можно постичь только разумом, что истина доступна только разуму. Он разделял мысль Платона о врожденности идей, которые пребывают в разуме, могут пробуждаться и доставлять нам чистые, не замутненные истинные знания. Чувства, признавал Лейбниц, снабжают разум определенной информацией, но истина доступна только разуму. В этом плане он согласен был принять изречение Локка о том, что "В разуме нет ничего из того, чего бы не было в чувства", но только при условии если к этому выражению добавить слова: "... кроме самого разума".
Свое философское понимание проблем познания Лейбниц изложит в свое третьем главном философском произведении: "Новые очерки о человеческом понимании". Для Лейбница истины факта (чувствований) - случайны, сомнительны, а истины разума - адекватные и несомненные.
ü Научное знание носит вероятностный характер. Апперцепция – внимание, с помощью каких структур я воспринимаю что-либо, каким способом я воспринимаю. Отсюда  путь Канта: от человека зависит не что мы воспринимаем, а как.

ü «Монадология». По учению Лейбница, монады - вечны. Они появляются и существуют благодаря непрерывному излучению (fulguration) высочайшей Монады - Божество. Количество излучаемых монад - безгранично, и каждая из них уникальна, неповторима. Благодаря божеству между монадами, а отсюда и - во всем мире господствует полная гармония; все направлено на осуществление заблаговременно наперед поставленной цели. Лейбниц называл такое течение процессов в мире Предустановленной гармонией.
ü Зла в мире не существует, ибо оно служит только тому, чтобы на его фоне ярче просматривалось добро. Такое подход к решению мировоззренческих проблем понадобились Лейбницу для того, чтобы снять с Бога обвинения за то зло, которое он терпит ( или производит сам) в мире. Система такого оправдания Бога подробно изложена Лейбницем в его втором основном философском произведении, которое он назвал - "Теодицея" (Добродетельность Бога). В нем он доказывал, что созданный Богом мир является "самым лучшим со всех возможных миров".


2 комментария:

  1. Логически завершённая космологическая концепция.
    Для того, чтобы представить беспредельное пространство изначально элементно:
    1. разновидно (однородно) завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём двух элементов с ПРОСТО и СЛОЖНО /замкнуто системно проявляемыми сущностями
    2. разнородно завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём ещё одного элемента – Всевышнего и Всемогущего Бога – с незамкнуто системно проявляемой сущностью.
    Нетрудно предположить, что уже при минимально возможном развёртывании нематериального компонента сущности Бога – Духа Божьего – за уровень изначального нисходяще направленного постоянного развёртывания от материального компонента сущности Бога, происходит свёртывание ПРОСТО и СЛОЖНО /т.е. происходит их распад ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно развёртываемых нематериальных компонентов их сущностей /, как максимально возможно разнородной к Божьей сущности минимально возможно численно элементной однородности (1H), и Бог на основе материальных компонентов от 1H развёртывает минимально возможно разнородную к Его сущности максимально возможно численно элементную однородность (2H). Процесс свёртывания 2H начнётся в известный Богу момент времени начавшуюся с момента завершения её развёртывания. Свёртыванием Духа Божьего к уровню изначального развёртывания вновь развёртывается 1H – потенциал Бога для осуществления превращений 1H в 2H и 2H в 1H беспределен!

    ОтветитьУдалить
  2. Логически завершённая космологическая концепция.
    Для того, чтобы представить беспредельное пространство изначально элементно:
    1. разновидно (однородно) завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём двух элементов с ПРОСТО и СЛОЖНО /замкнуто системно проявляемыми сущностями
    2. разнородно завершённым – достаточно постулировать присутствие в нём ещё одного элемента – Всевышнего и Всемогущего Бога – с незамкнуто системно проявляемой сущностью.
    Нетрудно предположить, что уже при минимально возможном развёртывании нематериального компонента сущности Бога – Духа Божьего – за уровень изначального нисходяще направленного постоянного развёртывания от материального компонента сущности Бога, происходит свёртывание ПРОСТО и СЛОЖНО /т.е. происходит их распад ввиду блокирования исхождения восходяще направленно постоянно развёртываемых нематериальных компонентов их сущностей /, как максимально возможно разнородной к Божьей сущности минимально возможно численно элементной однородности (1H), и Бог на основе материальных компонентов от 1H развёртывает минимально возможно разнородную к Его сущности максимально возможно численно элементную однородность (2H). Процесс свёртывания 2H начнётся в известный Богу момент времени начавшуюся с момента завершения её развёртывания. Свёртыванием Духа Божьего к уровню изначального развёртывания вновь развёртывается 1H – потенциал Бога для осуществления превращений 1H в 2H и 2H в 1H беспределен!

    ОтветитьУдалить