вторник, 25 августа 2015 г.

Средневековая философия.
1.                     Формирование христианской философии и основные идеи Средневековой философии.
2.                     Патристика.
3.                     Схоластика.

Формирование христианской философии.

Сегодня мы с вами погрузимся в мир средневековой философии. Вы знаете, что эпоха средневековья (2/4-14 века)- это время крестовых походов, время, когда церковь имела очень сильное влияние (фильм «Собор Парижской Богоматери»), поэтому естественно, что главным объектом философствования является Бог.
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство, магистральными идеями, разрабатываемыми выдающимися мыслителями этого времени, оказывались идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение и пр. Философия полагалась “служанкой богословия”, в чем философы Нового времени, а зачастую и современности, усматривали ее приниженный статус.
Потому средневековое ее положение зачастую представлялось как пара- или псевдофилософия, внутри которой встречались отдельные свободные умы, перекраивавшие христианское мировоззрение в духе платонизма, аристотелизма, стоицизма. При таком подходе это означало: самостоятельного философствования в ту пору не существовало, оно являлось консервантом античных традиций при одном инструменте теоретизирования - формальной логике и при одном инструменте согласования всеобщего и единичного - символе.
Философия этого периода была тесно сопряжена с теологией, проблематика же основывалась на бытийном отношении Бог - человек. Все остальные области, традиционно входившие в состав философии - онтология, гносеология, этика, эстетика - рассматривались под этим углом зрения.
Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции Римской империи – Палестине.
325 г. – император Константин издал указ, по которому христианство стало государственной религией Римской империи. С этого времени начинается борьба с языческой философией.
529 г. – император Юстиниан своим указом закрыл последнюю языческую философскую школу- платоновскую академию в Афинах. Основные идеи Средневековой философии.
Основные идеи Средневековой философии.

·                        Идея откровения. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину.
·                        Теоцентризм – главная проблеме – проблема взаимоотношения человека и Бога;
·                         Провиденциализм – учение о предопределенности всех событий Богом
·                         Креационизм – учение о творении мира Богом
·                        Традиционализм – опора на идеи христианства, все, что не христианство – это ересь.
·                         Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим анализом слова.
·                        Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее).
·                        Универсалии – это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Например, все конкретные лошади обладают некой общей «лошадностью».
·                        Реалисты – философ, считающие универсалии существующими реально вне конкретных вещей (Эуригена, Ансельм Кентерберийский).
·                        Номиналисты (номен-имя) – философы, считающие, что вне конкретных вещей универсалии существуют только в словах (Росцеллинин, Пьер Абеляр, У. Оккам).
·                        С попытками решения проблемы универсалий связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (существование общего вне и до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Где и как существуют общие понятия?
Реалисты- универсалии, будучи мыслями Бого и прообразами вещей, существуют до вещей и вне вещей как их прообразы и причины (сравни с эйдосами у Платона).
Номиналисты – универсалии существуют в уме в виде простых знаков (имен) классов сходных вещей.
Концептуалисты – универсалии существуют в уме в виде понятий, отражающих существенные свойства вещей.
·                        В силу акта творения человека по образу и подобию Бога, в силу дарованной человеку способности разумного причащения Богу человек впервые рассматривается как личность, деятельность которой основана на свободе воли. Вопрос о свободе воли тесно связан с вопросом о Высшем благе, которым является Бог, зле, которое толкуется как нехватка блага, и предопределении (выразителем этой идеи являлись Августин, Иоанн Скот Эриугена и др. Идея предопределения, однако, не стала ортодоксальной идеей). Смысл свободы воли связывался не с подчинением необходимости, а с определением поступков совестью и свободным выбором человека (Боэций, Абеляр, Бернард Клервоский, Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский и др.). Творец мира брал залог для испытания духа опытом мира в виде любви или ненависти, что было тесно связано с возможностью знания: чем больше любовь к Богу, тем точнее знание.
·                        Богооткровенность истины в Священном писании предполагала необходимость его комментария, который есть речевая встреча смыслов Божественного откровения и человеческого постижения. В речевом диалоге, принявшем форму диспута, была создана возможность формирования такой диалектики, понятия которой одновременно - двуосмысленно - направлялись на сакральное и мирское, образуя особый способ познания. Человеческий взор, направленный на Бога, совершенствуется в Его видении. Божественный, направленный на человека, высвечивает его смертность, конечность. Философствование осуществляется в момент чтения авторитетного текста или в момент его комментирования, то есть оно всегда в настоящем, где вечное прикасается к временному.
·                        Сотериология – учение о спасении, т.е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу.
·                        Проблема веры и знания.
1)                    верю, ибо нелепо (Тертулиан)
2)                    верю, чтобы понимать (Аврелий Августин), догматы веры без доказательств.
3)                    понимаю, чтобы верить (Пьер Абеляр), то есть истины веры должны быть рационально обоснованы.


Виды философии
Ко времени Боэция (ок 480-524/526) философия рассматривалась как одно из искусств, подразделяясь на три вида спекулятивную (теология), практическую (или моральную) и рациональную (или логику). Спекулятивная философия разрабатывала собственно теологические проблемы В практическую философию входили уже не этика, политика и экономика, как это было у Аристотеля, а только и исключительно этика, благостью, любовно/ненавистным отношением к Богу определявшая правдоподобности суждений. Третья составляющая философии - рациональная, или логика, заместила аристотелеву риторику и поэтику. Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении
Периодизация средневековой  философии
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение в нее, которое представляет патристика (II-VI вв.); 2) анализ возможностей слова - важнейшая проблема, связанная с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.); 3) схоластика (XI-XIV вв.).
Философия развивалась прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых философов Я школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский, Ансельм Кентерберийский).
Патристика Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Августин, Боэций.
Патристика (от греч. патэр – отец) - первый период развития средневековой мысли, который охватывает 2-6 века нашей эры, это учения первых отцов церкви. Отцы церкви находились под влиянием идей Платона и неоплатоников.
Ведущая идея патристики – истины веры выше истин разума, но им не противоположны.
Фундаментом для развития патристики является философия  Платона.
Филон Александирйский: оказал влияние неоплатонизм (учение об эманациях): божество наполняет мир посредством присущих ему духовных бестелесных сил – логосов (сравни: платоновские идеи). Высший из этих логосов – божественное слово, это сын божий.
Иегова→ЛОГОС= Сын Божий→логосы- ангелы→телесный мир→материя.
Согласно Филону, Ветхий завет представляет собой иносказание, чтобы скрыть от непосвященных глубокий духовный смысл божественного откровения, содержащего ответы на все вопросы,  на которые пыталась ответить греческая философия.
По  Филону, греч. ф. и библейская мудрость имеют один источник – божественный разум , логос, но библ. Мудрость есть прямое Слово Бога, тогда как философия греков есть человеческое отражение божественного Логоса.
Апологетика (от греч.  апология – заступничество, оправдание) – течение в христианской философии, выступавшее в защиту христианского вероучения.
Апологеты:
Тертуллиан: вера выше разума, истина от бога, отстаивал идею творения мира из ничего в отличие от христиан-неоплатоников, которые полагали, что Бог творит мир из костной материи. Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму: «верю, потому что нелепо».
Августин:  трактаты «О свободе воли», «Исповедь», «О граде Божьем».
главный вопрос, который его волновал: является ли Бог ответственным за зло? Человеческое моральное зло – главный аргумент против того, что Бог  благ и всемогущ, существование морального зла- наиболее важный аргумент против существования Бога. По Августину, зло представляет собой свободный выбор человека. Бог не отвечает за моральное зло, поскольку причина зла лежит в том, что сам человеческий разум обрекает себя на рабство от желаний. Зло – это обращение воли от вечного к мирскому.
По Августину, избыточная любовь к таким вещам, как здоровье, физическая сила, красота, политическая свобода, семья и друзья, почести и деньги, приводит к несчастью. Нам суждено либо испытывать боль от потери тех мирских вещей, которые мы любим, либо испытывать страх потерять их.
По Августину, «верить, чтобы понимать», то есть примат веры над знанием.
Платон
Августин
Познай самого себя
Познай Бога в самом себе
Идеи или эйдосы
Мысли Бога
Процесс познания как припоминания идей
Божественное озарение
Душа освобождается от тела, чтобы вернуться к блаженной жизни во внеприродном мире (сравни с идеей реикарнации)
Душа освобождается от тела, чтобы после Суда попасть в рай или ад.

Ориген: закладывает основы христианской философии путем синтеза христианства и неоплатонизма, утверждает примат веры над разумом.
Схоластика (от греч. схола – школа, школьная философия).
Второй этап средневековой философии – схоластика - связан с распространением христианства среди новых народов и началом его превращения в мировую религию. Потому огромный вес приобрела передача накопленного вероучения: прояснение идеи эсхатологии, значения чудес, возможностей души (Григорий Великий, Бэда Достопочтенный), укрепление аллегорического и аналогического способа мышления, что спровоцировало появление бесчисленных “этимологии” (Исидор Севильский), обучение метафорическому способу мышления (Алкуин).
Схоластика также связана со становлением университетского образования в Европе 14 века. Основу философского образования  составляли семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (словесные искусства), арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Учились юноши 13-14 лет в течении 8 лет.
Цель схоластического образования: не приобретение суммы знаний, а обретение компетенций, а именно навыков ведения диспута, аргументации со ссылкой на идеи Аристотеля, Августина, Фомы Аквинского.
Ведущая идея схоластики – истины веры выше истин разума, но они автономны.
Значение схоластики состоит в том, что она закладывает основы теоретического мышления европейской философии, со схоластикой связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания.
анализ проблемы универсалий как фундаментальной схоластической и диалектической проблемы, теснейшим образом связанной с формированием идеи речи.
Схоластика. Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард Клервоский и др. Представителями позднесхоластического периода - Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы “экспериментальной философии” Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон и др.
Иоанн Скотт Эриугена (810-877): Бог открывается людям как природа четырех типов.
Природа творящая и несотворенная (Бог)- природа сотворенная и творящая (Божественный ум, или Логос, Сын Божий) – природа сотворенная и нетворящая (мир материальных творящих вещей)- природа несотворенная и нетворящая (Бог).
Ансельм Кентерберийский: Верю, чтобы понимать! Разум нужен, чтобы глубже понимать истины веры. Разрабатывал доказательства бытия Бога. Например: в мире существуют объекты различных степеней совершенства, следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное.
Петр Абеляр (в “Диалектике”, “Логике для начинающих”, “Теологии”) полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь: если такая вещь существует, то все единичное - фикции. В анализе проблемы универсалий он исходит из идеи высказывающей речи. Сотворенный по Слову мир словом же постигает себя. Личностное Слово Бога при воплощении образует столь же личностного субъекта речи. Такой субъект первичен полностью и непосредственно - в силу акта творения обладает всеми возможными формами бытия, то есть универсально обладает и Универсалиями Все значения, все смыслы такого субъекта, заложенные в нем, интенциональны друг другу. Такой универсальной интенцией внутри субъекта является звук, необходимо являющийся свойством субстанции в силу ее субъектности и персональности Звук - уже не Божественное слово и еще не человеческая речь, он в себе как бы “схватывает”, или конципирует все возможные произнесения, каждое их которых воплощается в речи, которая изначально, по общесредневековым представлениям, освящена Св.Духом, осуществляется в пространстве с энергией и интонацией, направлена на взаимопонимание субъектов - говорящего и слушающего, синтезирует в себе такие способности души как память воображение и суждение. Такую речь Абеляр назвал концептом.
Пьер Абеляр: разум является основой веры, «понимаю, чтобы верить».
Фома Аквинский пытался соотнести разум с верой. Знание и вера находятся в  гармонии, не противоречат друг другу.
Аристотель
Фома Аквинский
Перводвигатель – нематериальное идеальное бытие
Бог – первопричина бытия.
Мир никем не создан и существует вечно
Мир создан Богом и будет существовать столько, насколько хватит благодати Бога.
Душа –форма человека, неотделимая от его тела и умирающая вместе с ним.
Душа - бестелестное и вечное начало жизни, получаемое от Бога в момент рождения и продолжающее существовать после смерти тела.



Учение об универсалиях. Позиция Фомы в разрешении проблемы универсалий была следующей: универсалии в качестве прообразов (аналогия с эйдосами Платона) сущего существуют до вещей в мыслях Бога, как конкретно осуществленные - в вещах, как результат абстракции в мышлении - после вещей. Фома выстраивает своего рода иерархию понятий: понятия, образованные в человеческом рассудке, истинны в той мере, в какой - то соответствуют природным вещам, вещи истинны в той мере, в какой они соответствуют Божественным понятиям.
Разработал пять доказательств бытия бога: от движения, первопричина, случайность и необходимость, степень и качество, цель.
Философия Фомы Аквинского была признана официальной идеологией католической церкви.
Онтологическое доказательство существования бога, по Фоме Аквинскому: среди существующего в мире имеется много случайных вещей т.е. тех, которые могут быть, а могут не быть. Но если бы все могло бы не быть, то однажды не осталось бы ничего существующего. Но ведь то, что существует, всегда существует благодаря чему-нибудь иному…Следовательно, должно существовать нечто не случайное, а необходимое, то, что имеет собственную необходимость в самом себе. Именно это и называется богом.
Дунс Скот.
·                        Космологическое доказательство бытия Бога: Бог существует как первопричина всего. Вещи возникают согласно свободной воле Бога из его идеальных мыслей – прообразов
·                        Вселенная – это постепенное восхождение от общего к индивидуальному, от слитного к раздельному представляет огромное дерево, корень которого – первая материя, ствол – видимое вещество, ветви – физические тела, листья – организмы, цветы – человеческие души, а плоды – ангелы. 

Ульям Оккам.
Существование Бога нельзя доказать ни умозрительным, ни опытным способом; Бог открывается только интуитивно.
По У.Оккаму, универсалии не существуют ни до, ни внутри вещи, ни после пещей: в любом случае они оказывались бы единичностями, сосредоточенными либо в вещи, либо в абстрагирующем уме, где вещи нет, потому они имели бы вес либо для вещи, либо для мышления. Общее перестало бы быть общим, имеющим силу и для бытия, и для мышления. Выражая себя в речи, универсалия есть только образ и знак вещей. Знаки называются терминами, отчего позиция Оккама была названа терминизмом.
Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама» — методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 12851349). В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии.
философии под термином «бритва» понимается инструмент, помогающий отбрасывать («сбривать», от англ. shave away) маловероятные, неправдоподобные объяснения какого-либо явления.
Однако то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он всего лишь сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного основания». «Бритва Оккама» — это лишь название принципа, а не его атрибуция (указание на авторство).
Бритва Оккама используется в науке по принципу: если какое-то явление может быть объяснено двумя способами, например, первым — через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С, а вторым — через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, то сущность D лишняя, и верным является первый способ (который может обойтись без привлечения лишней сущности).
·                          Переформулированный на языке теории информации принцип «Бритвы Оккама» гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.
·                          Альберт Эйнштейн переформулировал принцип «Бритвы Оккама» следующим образом: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».

Задание к первому практическому занятию.
ТЕМА: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА».
Группе необходимо разделиться на три подгруппы (участвуют все):
1)                    Ученые
2)                    Философы
3)                    Теологи  или представители религии.

Каждой группе необходимо подобрать  свои тезисы и аргументы по проблеме происхождения мира и человека.

Рекомендации для «ученых».
1. Теория Большого взрыва и теория панспермии.
2. Смотреть теорию происхождения человека Ч.Дарвина и аргументы к ней.
3.Научные альтернативы теории  Дарвина: Майкл Крэмо «Деволюция человека: ведический ответ теории Дарвина».

Рекомендации для «философов».
1.Восточная (ведическая) философия о происхождении мира и человека.
2.Н.Рерих «Семь великих тайн Космоса»: объяснение происхождения  Вселенной и человека, космические ступени жизни, закон космической справедливости.
3. Неоплатонизм (Плотин) и учение об эманациях.
4.Русские космисты о происхождении  Вселенной и человека: В.И. Вернадский и учение о ноосфере, Циолковский, Чижевский, Федоров.
5. Марксизм о происхождении мира и человека, аргументы в защиту первичности материи.

Рекомендации для «теологов».
1.     Христианский взгляд на проблему происхождения мира и человека.
2.     Восточные религии (индуизм, буддизм, ислам) о происхождении мира и человека.
3.     Соотношение религиозных истин с данными науки и философией.


Комментариев нет:

Отправить комментарий